01.09.2008
Россиян разорят автомобильные кредитыРынок автокредитования продолжит расти, однако уже к 2009 году темпы его роста снизятся, считают эксперты автомобильного рынка. Так, если в 2007 году всего было продано 1,15 млн новых автомобилей в кредит, в 2008 году прогнозируется 1,9 млн автомобилей, а в 2009 году – около 2 млн автомобилей. В денежном выражении цифры соотносятся как $16 млрд – $28 млрд – $36 млрд. Несмотря на общее торможение рынка, снижать цены на автокредиты банкиры не собираются. По оценке аналитического агентства “Автостат”, шесть лет назад (в 2002 году) с использованием кредитных схем было продано всего около 70 тысяч автомобилей, а рынок автокредитов оценивался в 650 млн USD. В следующем 2003 году прирост рынка составил около 100 тысяч машин, что добавило к емкости этого рынка еще около 1 млрд USD. В 2004 году по кредитным схемам уже было продано порядка 350 тысяч автомобилей, а объем рынка составил порядка 3,6 млрд USD. 2005 год показал более чем 40-процентный рост этого рынка. В прошедшем 2007 году все основные тенденции сохранились. По оценке тольяттинских аналитиков, в 2007 году из 2,4 млн проданных на российском рынке автомобилей 1,15 млн были приобретены с использованием различных кредитных схем, при этом суммарная емкость рынка автокредитования составила 16 млрд USD. Сегодня около 55% автомобилей продается в кредит, в следующем году эксперты видят эту цифру на уровне 60%, однако общие темпы роста сократятся. “Это вполне вероятно, – комментирует заместитель генерального директора по кредитованию “Независимость-Финсервис” Сергей Цацулин. – Причинами также могут стать более жесткие требования банков к потенциальным заемщикам, увеличение ставок, ориентация банков на другие, более прибыльные для них продукты”. Сегодня, по оценке “Независимость-Финанс”, в зависимости от марки “кредитные” автомобили занимают от 25 до 45% в объеме продаж физическим лицам. Директор по маркетингу компании Red Dragon Максим Анахов отмечает, что по ряду дилеров доля кредитных машин достигает 70% от совокупных объемов продаж. Основной тенденцией становится автокредитование в регионах, поскольку рынок в Московской и Ленинградской областях считается насыщенным. Так, из топ-20 самых “автокредитных” банков по итогам 2007 года 12 банков более 60% кредитов выдали в регионах. Усилению конкуренции на рынке автокредитования способствует приход новых игроков в лице банков иностранных автопроизводителей: “Тойота Банк”, “Мерседес-Бенц Банк Рус”, GM Finance, Nissan Finance, Renault Credit, BMW Bank и PSA Finance (Peugeot Citroen).
Появление иностранных автобанков несколько активизировало действия местных банков, однако радикального влияния все же не оказало. Тем не менее получить кредит сейчас гораздо проще, чем пять-шесть лет назад. Для расширения круга потенциальных заемщиков банки увеличивают срок кредитования до пяти-семи лет, минимизируют количество документов, требуемых для оформления кредитов (паспорт и водительское удостоверение), предлагают “экспресс”-оформление, когда срок рассмотрения заявки не превышает 30 минут. Все шире предлагаются такие варианты кредитов, как “кредит с обратным выкупом”, “кредит на автомобиль с пробегом” и др. “Покупатели со стабильным доходом уже сейчас практически со стопроцентной вероятностью могут получить кредит на покупку автомобиля в случае такой необходимости”, – резюмирует М. Анахов. Несмотря на растущую конкуренцию и насыщение рынка, дешевле автокредиты в ближайшее время уже не станут. Проценты за пользование кредитом подошли сегодня к своему минимальному порогу – ставке рефинансирования (на 14 июля 2008 года 11%). Уже в 2006-2007 годах снижение процентных ставок по кредитам практически прекратилось. Процентная ставка по автокредиту сейчас колеблется от 10 до 18% годовых. “Иностранцы” заявляют ставку в среднем чуть ниже по рынку: от 9% (в долларах) и 10-11% (в рублях). Более того, в связи с нестабильной ситуацией на мировом фондовом рынке процентные ставки в ближайшее время могут даже подрасти. “Возможно, ставки фондирования увеличатся из-за ухудшения конъюнктуры на межбанковском рынке, и тогда банки будут вынуждены поднять ставки, – считает руководитель блока “Автокредитование” Альфа-Банка Сергей Силантьев. – Однако по специальным программам банков и автопроизводителей ставки останутся на прежнем уровне, – прогнозирует эксперт, – а также будут разрабатываться специальные предложения с пониженными ставками”. Елена Костякова Другие новости за 01.09.2008 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||