01.09.2008
Россиян разорят автомобильные кредиты
Рынок автокредитования продолжит расти, однако уже к 2009 году темпы его роста снизятся, считают эксперты автомобильного рынка. Так, если в 2007 году всего было продано 1,15 млн новых автомобилей в кредит, в 2008 году прогнозируется 1,9 млн автомобилей, а в 2009 году – около 2 млн автомобилей. В денежном выражении цифры соотносятся как $16 млрд – $28 млрд – $36 млрд. Несмотря на общее торможение рынка, снижать цены на автокредиты банкиры не собираются.
Первые покупки автомобилей в кредит в России были совершены не более десяти лет назад. При этом уже в 2003 году объем рынка автокредитования оценивался в 1,65 млрд USD, а в текущем году этот показатель вырастет до 28 млрд USD. То есть всего за пять лет емкость рынка увеличилась в 17 раз, а стоимость одного “среднестатистического” кредита выросла до 14,8 тыс. USD.
По оценке аналитического агентства “Автостат”, шесть лет назад (в 2002 году) с использованием кредитных схем было продано всего около 70 тысяч автомобилей, а рынок автокредитов оценивался в 650 млн USD. В следующем 2003 году прирост рынка составил около 100 тысяч машин, что добавило к емкости этого рынка еще около 1 млрд USD. В 2004 году по кредитным схемам уже было продано порядка 350 тысяч автомобилей, а объем рынка составил порядка 3,6 млрд USD. 2005 год показал более чем 40-процентный рост этого рынка.
За год с использованием кредитных денег было продано порядка 500 тысяч легковых автомобилей, а объем рынка увеличился до 5,5 млрд USD. На тот момент уже каждый третий автомобиль продавался через кредитные схемы. В 2006 году автокредитование охватило более 40% рынка – 750 тыс. автомобилей, а финансовая емкость этого сегмента бизнеса выросла до 9 млрд USD, то есть почти в два раза больше, чем в 2005 году. Фактически тогда автокредитование приобрело черты цивилизованного рынка.
В прошедшем 2007 году все основные тенденции сохранились. По оценке тольяттинских аналитиков, в 2007 году из 2,4 млн проданных на российском рынке автомобилей 1,15 млн были приобретены с использованием различных кредитных схем, при этом суммарная емкость рынка автокредитования составила 16 млрд USD.
Сегодня около 55% автомобилей продается в кредит, в следующем году эксперты видят эту цифру на уровне 60%, однако общие темпы роста сократятся. “Это вполне вероятно, – комментирует заместитель генерального директора по кредитованию “Независимость-Финсервис” Сергей Цацулин. – Причинами также могут стать более жесткие требования банков к потенциальным заемщикам, увеличение ставок, ориентация банков на другие, более прибыльные для них продукты”.
Сегодня, по оценке “Независимость-Финанс”, в зависимости от марки “кредитные” автомобили занимают от 25 до 45% в объеме продаж физическим лицам. Директор по маркетингу компании Red Dragon Максим Анахов отмечает, что по ряду дилеров доля кредитных машин достигает 70% от совокупных объемов продаж. Основной тенденцией становится автокредитование в регионах, поскольку рынок в Московской и Ленинградской областях считается насыщенным. Так, из топ-20 самых “автокредитных” банков по итогам 2007 года 12 банков более 60% кредитов выдали в регионах. Усилению конкуренции на рынке автокредитования способствует приход новых игроков в лице банков иностранных автопроизводителей: “Тойота Банк”, “Мерседес-Бенц Банк Рус”, GM Finance, Nissan Finance, Renault Credit, BMW Bank и PSA Finance (Peugeot Citroen).
Банки по объемам выданных автокредитов в I полугодии 2008 г. |
№ |
Банк |
Выдано автокредитов в I полугодии 2008 г., тыс. руб. |
Изменение к I полугодию 2007 г., % |
Количество выданных автокредитов в I полугодии 2008 г., шт. |
в т.ч. на приобретение российских автомобилей, % |
Портфель автокредитов на 1 июля 2008 г., тыс. руб. |
1 |
Сбербанк |
48 837 642 |
159,75 |
112 437 |
– |
86 591 932 |
2 |
Русфинансбанк |
26 367 265 |
96,26 |
88 298 |
38,45 |
56 665 291 |
3 |
ЮниКредит Банк |
20 363 927 |
95,65 |
46 619 |
– |
40 540 175 |
4 |
Росбанк |
16 421 999 |
49,14 |
44 653 |
– |
49 373 820 |
5 |
ВТБ24 |
12 656 729 |
147,44 |
25 301 |
– |
25 384 902 |
6 |
Райффайзенбанк |
9 613 922 |
-21,42 |
17 076 |
– |
30 784 709 |
7 |
Альфа-Банк |
7 009 643 |
23,52 |
15 935 |
7,00 |
17 409 259 |
8 |
Банк Уралсиб |
6 688 251 |
10,43 |
15 988 |
~30% |
18 219 535 |
9 |
Абсолют Банк |
6 541 571 |
233,24 |
12 466 |
<10% |
11 121 673 |
10 |
Промсвязьбанк |
5 721 496 |
89,82 |
8 473 |
– |
13 154 170 |
Появление иностранных автобанков несколько активизировало действия местных банков, однако радикального влияния все же не оказало. Тем не менее получить кредит сейчас гораздо проще, чем пять-шесть лет назад. Для расширения круга потенциальных заемщиков банки увеличивают срок кредитования до пяти-семи лет, минимизируют количество документов, требуемых для оформления кредитов (паспорт и водительское удостоверение), предлагают “экспресс”-оформление, когда срок рассмотрения заявки не превышает 30 минут. Все шире предлагаются такие варианты кредитов, как “кредит с обратным выкупом”, “кредит на автомобиль с пробегом” и др. “Покупатели со стабильным доходом уже сейчас практически со стопроцентной вероятностью могут получить кредит на покупку автомобиля в случае такой необходимости”, – резюмирует М. Анахов.
Несмотря на растущую конкуренцию и насыщение рынка, дешевле автокредиты в ближайшее время уже не станут. Проценты за пользование кредитом подошли сегодня к своему минимальному порогу – ставке рефинансирования (на 14 июля 2008 года 11%). Уже в 2006-2007 годах снижение процентных ставок по кредитам практически прекратилось. Процентная ставка по автокредиту сейчас колеблется от 10 до 18% годовых. “Иностранцы” заявляют ставку в среднем чуть ниже по рынку: от 9% (в долларах) и 10-11% (в рублях).
Более того, в связи с нестабильной ситуацией на мировом фондовом рынке процентные ставки в ближайшее время могут даже подрасти. “Возможно, ставки фондирования увеличатся из-за ухудшения конъюнктуры на межбанковском рынке, и тогда банки будут вынуждены поднять ставки, – считает руководитель блока “Автокредитование” Альфа-Банка Сергей Силантьев. – Однако по специальным программам банков и автопроизводителей ставки останутся на прежнем уровне, – прогнозирует эксперт, – а также будут разрабатываться специальные предложения с пониженными ставками”.
Елена Костякова
Другие новости за 01.09.2008
|